Наши страницы

 

 

квест "Собери Гогена"

январь 2014

В музеи ходить всегда приятно. Но в музее может быть ещё и увлекательно.

Квесты в Пушкинском проводит Михаил Жебрак, личность известная - ведущий программы "Пешком" на телеканале "Культура".

Думаю, мы его ещё увидим и услышим. В этом фотоотчёте, путь, который мы прошли выполняя задание квеста. Последней пришла команда взрослых :)) . Если прочтёте текст (на одной из фотографий), сможете сами попробовать найти преступника, его следовало искать по приметам, которые указали свидетели. Вам будет полегче, потому, что всех их нам надо было ещё найти. Но на то и есть мы - тайная полиция Ватикана. тсс..

 

 

Ура! В Третьяковке викторина!

Открывшаяся в ноябре прошлого года выставка «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности», сопровождается обширными культурными программами. Одна из программ - образовательная викторина, увлекающая нас в игру, призывающая стать соискателями памятных призов.

Авторы статьи познакомились с выставкой как раз через вопросы, прочитав их на сайте галереи. Мы предлагаем читателю сделать тоже самое. Поверьте – это увлекательное занятие! Такая форма образовательной программы позволяет даже неподготовленным зрителям найти своё место в пространстве искусства и наслаждаться им.

И вот, мы на выставке. Теперь мы исследователи. Вопросы несложные, но в поисках ответов приходится походить, подумать, порыться в каталоге, который специально для этого находится в зале экспозиции. А потом появляется желание сходить на выставку ещё раз. Куратор выставки Светлана Усачёва говорит: «Изображенные предметы при всей своей кажущейся простоте очень много чего рассказывают, и любой человек может увидеть в них самые разные смыслы». И смыслы обнаруживаются – некоторые сразу, а некоторые позже, потому, что экспозиция ещё долго не «отпускает».

Итак, первый вопрос посвящён аллегорическому натюрморту.

Аллегория – иносказание, изображение отвлечённой идеи посредством

 

 

 

 
 

 

 

конкретного образа. Например, мёртвая голова или Адамова глава в христианстве символизирует способность к телесному возрождению, жизненную энергию, силу духа, а не устрашения, разрушения и смерти. Вопрос викторины относится как раз к натюрморту, «главным героем» которого стал череп. Надо отыскать в этом натюрморте пословицу, посвящённую...учёбе. Русский художник создал аллегорический натюрморт в стремлении приобщиться к европейской художественной традиции того времени. В отличие от пессимистического европейского vanitas (тщета всего земного), смысл картины воспринимается, как призыв заполнять быстротечное земное бытие занятиями науками и художествами, мирскими радостями.

Тиражируемая в календарях, на открытках, пазлах, акварель Фёдора Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» дарит ощущение любования и радости. Вместе с тем, картина аллегорична: карандаш - атрибут художника, его душа-птичка, бабочка – символ благословенности. Пока это есть - надо спешить трудиться, развиваться, радовать и радоваться - всё так хрупко и неустойчиво, а край стола совсем рядом. Зачем здесь гусеница, пожирающая листок? Толстой сам объяснил – это критик!

Коллаж «Мастера искусств» Ильи Кабакова отсылает нас к эстетике «девичьего альбома» и традиции натюрмортов «Quodlibet» (предметы увлечений). А, может быть, автор над нами просто посмеялся, а где здесь искусство? А если автор приглашает нас к сотрудничеству? Давайте сами достроим и домыслим. За выведенными дрожащей рукой аккуратными подписями и рамочками, приклеенными героями культуры без малейших намёков на их творческую деятельность, стоит маленький царь. По вечерам после работы Коллекционер превращается в повелителя орденоносцев, решая, кому где расположиться, а кого окружить букетиками роз. Он выстраивает свою вселенную добра и разума – как чувствует, как видит и понимает. О чём его грёзы? Как изменится мир завтра не без его участия?...

Викторина приглашает нас познакомиться и с обманками.

Они выставлялись в интерьерах, парках. Только ли для забавы? Авторы альбома «Искусство обманывать зрение» Холльман и Тэш утверждают: «Обмануть глаза одновременно означает раскрыть их». По обманке Татьяны Назаренко «Инвалид войны» из серии «Переход» потомки будут судить о нас и о нашем времени.

 

 

Реди-мейд (от англ ready – готовый, made – сделанный) – техника, при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект, сделанный не им самим.

В начале прошлого века видный деятель европейского авангарда Гийом Аполлинер провозгласил: «Писать красками вовсе не обязательно: можно писать и самыми обычными предметами, например, галстуками». Авдей Тер-Оганьян пишет книжками. Одновременно это в прямом смысле традиция книг-обманок, рассчитанных на смотрение, а не на чтение. В отличие от классических книг-обманок, появившихся, как культ книжной учёности, они знаменуют собой кризис книги как основополагающего медиа. Результат комичен, поскольку фотография никак не может соответствовать знаменитому имени на обложке. А почему нет, и может ли портрет на обложке повлиять на характер восприятия книги?

Конечно, в викторине есть вопросы по разделу «Цветы и плоды».

Обращает внимание достоверность и поэтичность произведений старых мастеров. Мария Мериан тщательно изучала растения и насекомых, используя микроскоп. В тоже время, её работы поражают выразительностью композиций и цветовых решений. Акварели были задуманы как научные иллюстрации к книге: «Метаморфозы суринамских насекомых». В результате, автор открыл головокружительный мир превращений и борьбы за существование.

 

zvety-sИван Хруцкий начинал работу над натюрмортом весной и завершал осенью, дополняя холст по мере того, как распускались новые цветы и созревали новые плоды. Представляя все растения цветущими, а плоды созревшими, необходимо было запечатлеть это быстротечное состояние с абсолютной достоверностью. Всё это теперь перед нами в дружном ликующем хоре – маленькая вселенная в рамке холста без временных и пространственных ограничений. В 1839 году за «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был удостоен звания академика.

Работа Бориса Михайлова «Урожайный год» даёт возможность получить ответы на вопросы: «Каков образ натюрморта в нашу эпоху, насколько он связан с традицией, с тем, что называется классическим натюрмортом?»

Невозможно рассказать обо всем – в зале более 200 работ. Третьяковская галерея позиционирует выставку как крупнейшую в сезоне. Выставки русского натюрморта, представляющие творчество старых мастеров, проходят редко – собрать вместе эти произведения непросто, а в таком объёме их не показывали ещё никогда. Кроме того, никогда ещё не было возможности непосредственно сравнить классический натюрморт с работами современных художников.

 

Владимир Жинкин

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

АНО Социальный центр "РАЗВИТИЕ" - телефоны:  8-905-778-07-37, 8-925-619-28-55;   адрес: Б. Сухаревский пер., 6